Врагу не сдается торговый наш порт?

Информационная война вокруг Херсонского морского торгового порта (далее – ХМТП) с использованием средств массового поражения сознания херсонцев (то бишь СМИ) приближается к своей кульминации. Масла в огонь подлило заявление министра транспорта и связи Виктора Бондаря о необходимости приватизации морских портов Украины. По этому поводу 28 апреля состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие первый заместитель председателя профсоюза работников морского транспорта Украины Александр Калошин, первый заместитель Херсонского областного межотраслевого совета профсоюзов Александр Максименко, председатель профсоюзного комитета ХМТП Валерий Тарнавский и советник главы профсоюзов работников морского транспорта Украины Валентин Касапчук.

Первым сложившуюся ситуацию взялся обрисовать Александр Максименко: «Последние два года у морского торгового порта была масса проблем. К управлению предприятием приходили «варяги», не имеющие ни малейшего опыта работы в данной сфере, но обладающие желанием обогащения за счет ресурсов порта. Коллективу порта и представляющего его интересы профсоюзу удавалось держать предприятие на плаву и активно отстаивать свои позиции, в результате чего они стали неугодны киевским чиновникам».

Затем толкование подобных заявлений со стороны высокопоставленных лиц и последствия приватизации порта с точки зрения государственной политики изложил Валентин Касапчук: «Прежде всего, хотелось бы отметить, что заявления министра транспорта Виктора Бондаря противоречат действующему законодательству, потому что решение о проведении приватизации может принимать только Верховная Рада. Во-вторых, как показывает опыт проведения приватизации портов и других объектов в соседних странах, этот процесс сопровождается массовыми увольнениями работников предприятия ввиду падения объема производства. В городах, где подобные предприятия являются городообразующими, возникает социальная напряженность в коллективе. Оставшиеся работники при этом теряют социально-экономические гарантии (выслуга лет, квартирная очередь, медицинское обслуживание и другое), так как при этом новый собственник категорически отказывается подписывать коллективные трудовые договора. Также из-за желание частного собственника минимизировать прибыль, недополучают значительные суммы выплат о налогам государственный и местный бюджеты. Если говорить о приватизации государственных морских портов, то это более 1 миллиарда гривен.

Удивляет и тот факт, что по поводу необходимости приватизации стратегических объектов, каковыми являются морские порты, высказывается министр транспорта. Молчат министерство экономики, промышленности, финансов, социальной политики… При этом отсутствует технико-экономическое обоснование необходимости приватизации портов».

Но претензии у участников конференции возникли не только к представителю кабмина. Глава профсоюза работников ХМТП Валерий Тарнавский поведал журналистам о своей оценке деятельности нынешнего руководства порта: «До недавнего времени отношения профсоюза и администрации порта складывались достаточно успешно, каждые полгода мы отчитывались о нашей деятельности перед коллективом. Но теперь началась скрытая подготовка к приватизации предприятия. В ноябре пришел новый руководитель – Василий Иванюк, который пообещал на заседании профкома не приводить в порт людей «со стороны». На сегодняшний день более 20 его ставленников заняли первые посты в управлении ХМТП. Эти люди устроили настоящий геноцид по отношению к пенсионерам. Разумеется, единогласно переизбранное руководство профсоюза, насчитывающего на сегодняшний день около 2200 человек, не смогло стоять в стороне и стало отстаивать интересы коллектива. Для устранения нашего профсоюза и обеспечении невмешательства коллектива в предприватизационную деятельность администрации 18 апреля был создан устав нового так называемого «независимого профсоюза ХМТП». Руководство нового профсоюза занимается вовлечением работников порта в свою организацию, причем делает это принудительными мерами – под угрозой увольнения, давлением с применением админресурса. То есть, этот независимый профсоюз, насчитывающий на сегодня всего 70 человек, является «желтой», «карманной» организацией администрации порта.

В итоге мы обратились в суд с исковым заявлением о признании назначения Иванюка директором ХМТП недействительным, так как этот приказ был принят с нарушением постановления кабмина, в котором оговорен перечень стратегических предприятий, отвечающих за экономическую безопасность страны, руководители которых должны назначаться на конкурсной основе. Никакого конкурса при назначении Иванюка не было».

Серьезно дискредитировавшая себя третья ветвь украинской власти не является единственным источником надежды на благополучное для коллектива порта разрешение непростой ситуации. «Мы обратились с жалобой на деятельность администрации порта в Федерацию профсоюзов Украины и штаб-квартиру Международной федерации транспортников (ITF) в Лондоне, которые нас поддержали и потребовали от министра транспорта прекратить попытки создания «карманных» профсоюзов. В дальнейшем мы намерены обращаться в высшие органы государственной власти, к президенту Украины и в Совет национальной безопасности с требованием не допустить приватизацию стратегически важных объектов», - сказал Александр Калошин.

Отвечая на вопрос об альтернативе приватизации порта, Валентин Касапчук заявил о совместной разработке профсоюзами и Департаментом морского транспорта Украины нескольких программ развития портового хозяйства страны и отрасли в целом, которая не исключает варианты аренды или передачи инвесторам для совместной деятельности с сохранением активов порта под контролем государства. Как дал понять чиновник, министр транспорта и связи ознакомился с этой программой, но с ее реализацией не спешит, потому что в приватизации портов заинтересован определенный круг лиц, чьих имен Касапчук называть не рискнул.

А необходимость внесения кардинальных изменений в деятельность предприятия имеется. По сравнению с первым кварталом прошлого года, который был убыточным для предприятия ввиду трехразового роста зарплат коллективу, грузопереработка ХМТП снизилась на 20%. Хотя при всем при этом глава профсоюза не спешит причислять Херсонский морской торговый порт к безнадежным убыточным предприятиям, банкротство которых – вопрос времени. По его мнению тот факт, что 8 из 20 морских портов Украины впервые за ее историю периода независимости стали убыточными, является свидетельством крупномасштабной деятельности по подрыву экономического потенциала портов с целью их передачи в частные руки. То есть этот кризис при грамотном подходе вполне устраним. Вопрос в том, кто рулить будет.

Вот так вот – министр пошутил (в доживающем свой срок иошном правительстве он не первый с таким оригинальным «чувством юмора»), а сто тысяч работников портов по всей стране напряглись. Если не сказать запаниковали. Им остается уповать на здравую логику и знание буквы закона правоприемников «самого гуманного суда в мире», на Господа Бога и его «прямого наместника» в Украине, раздающего Иерусалимский огонь главам церквей. Хотя вопрос, до кого легче достучаться – до вассала или его небесного сюзерена – очень спорный.